Итак, каким должен быть современный дизайн образовательных учреждений? В первую очередь дизайн должен соответствовать основной функции учебного заведения — образованию. Архитекторы и дизайнеры должны интегрировать архитектурные элементы, такие как освещение, передовые технологии, энергоэффективность и экологичность, чтобы создать функционально гармоничную учебную среду. Архитектурное проектирование всегда должно учитывать местоположение, поскольку наша главная цель — органично вписать здание в окружающую среду и улучшить жизнь тех, кто взаимодействует с пространством.
Во-вторых, важно помнить, что дети в образовательных учреждениях развиваются как физически, так и психологически, учатся и познают мир. Им нужно пространство, способствующее их воображению, а не архитекторам и дизайнерам. Поэтому мы должны создать среду, позволяющую детям развивать свои творческие способности и воображение. Наша главная задача — сделать так, чтобы созданное пространство не мешало им. Мы должны избегать чрезмерного количества цветов и деталей, которые отвлекают детей от обучения.
Однако зоны отдыха должны максимально способствовать активному отдыху, общению и социализации детей. Когда мы говорим о дизайне и архитектуре образовательных учреждений, речь идет в первую очередь о функциональности и безопасности, а не просто о творческих навыках создания привлекательных фотографий в социальных сетях. Например, мы не ставим космические корабли на потолке, потому что не все дети мечтают полететь в космос.
В настоящее время многие дети страдают от нехватки мест, где они могли бы заниматься физической активностью так, как им интересно. Школьные стадионы занимают большие площади, выделенные застройщиками в соответствии с нормативными требованиями, поэтому учреждениям часто не остается места для развлечений. Обычные спортивные площадки подходят для соревнований, но не для повседневной активности детей. Поэтому современные украинские дизайнеры должны искать новые формы и подходы к созданию пространств для физической активности детей.
Например, за счет уменьшения размера стандартных полей (футбольных/волейбольных) появляется возможность создавать более интересные и увлекательные решения, которые лучше привлекают детей к физическому развитию. Это подтверждает наблюдение за поведением детей на игровых площадках: они отдают предпочтение скалолазанию, горкам и холмам, а не брусьям и балкам. Эти конструкции также улучшают физические навыки детей, поскольку они хватаются за сети или сохраняют равновесие. Такие решения, как и стандартные упражнения, нацелены на разные группы мышц. Основная потребность ребенка — не в том, чтобы делать 10 подтягиваний, а в том, чтобы при необходимости набраться сил.
Если мы интегрируем в дизайн упражнения, напоминающие подтягивания, дети при необходимости смогут выполнять их на традиционном оборудовании. Благодаря продуманному дизайну мы способствуем физической активности и здоровью, задавая тренд на активный и здоровый образ жизни.
Еще одна тенденция, которую мы можем познакомить детей, — забота об окружающей среде. Если мы включим в интерьер элементы дизайна, напоминающие им о сортировке мусора и использовании экологически чистых материалов, это станет существенной инвестицией в наше будущее. Все мы руководствуемся определенными поведенческими правилами, которые можно интегрировать в пространство с помощью дизайна, тем самым влияя на развитие детей в процессе обучения. Это могут быть дизайнерские решения, в рамках которых дети передвигаются по школьным коридорам, соблюдая правила дорожного движения, изучая безопасность во внешнем мире в игровой форме. Воспитателям и учителям также следует относиться к этим элементам декора как к вспомогательным средствам. Если мы хотим подготовить детей к будущему, к ИТ-профессиям, бизнесу, менеджменту, командной работе или развить у них навыки публичных выступлений, мы можем интегрировать в дизайн дополнительные элементы и предоставить им определенные ресурсы. Такие решения упростят работу учителей, а дети будут лучше подготовлены к реальной жизни. Например, устанавливая в классах мобильные парты, которые можно перемещать, мы решаем проблему быстрого изменения планировки командных проектов. Мы должны предвидеть, какими видами деятельности дети могут заниматься в той или иной комнате, и прогнозировать их творческие трансформации. Если мы создадим амфитеатр и разместим в нем нечто похожее на сцену, то дети, которые стремятся быть в центре внимания, смогут улучшить свои навыки публичных выступлений. С помощью таких дизайнерских решений мы предоставляем детям ресурсы в окружающем пространстве и влияем на их способность говорить и выступать на публике. Создание тренда на чтение среди детей — одна из важнейших потребностей образовательных учреждений. Элементарная эргономика библиотек старых школ не побуждает детей читать или проводить там время. Для большинства людей библиотека воспринимается как нечто неудобное и скучное. Однако при наличии хорошо спроектированного пространства это отношение может измениться. В школьных библиотеках всегда существовало жесткое структурное расположение книжных полок, столов и неудобных стульев. Если окружающее пространство непривлекательно, то проводить там много времени нежелательно. Верно? В повседневной жизни большинство людей не читают книги дома, сидя за столом на жестком стуле, так почему бы не дать детям возможность читать книги удобным для них способом? Во время чтения мы периодически меняем положение тела, поэтому если мы добавим этому процессу комфорта, то, во-первых, избавимся от сколиотических историй, а во-вторых, привлечем детей к времяпрепровождению и отдыху за книгой. Если ребенок сидит в уютной нише в форме кокона, когда ему просто нужно прочитать произведения Григория Сковороды, он не почувствует дискомфорта, а боль в спине не отвлечет его от чтения.
Нам нужно превратить библиотеку не только в место для «книжных червей», но и в место, где дети могут встречаться и обсуждать свои проекты. Создавая закрытые зоны для групповых занятий и разделяя зоны для спокойного самостоятельного чтения, это пространство постепенно будет способствовать развитию культуры чтения. Дизайн современного образовательного учреждения — это не только визуальная эстетика, но и будущее образования.
Цифровизация системы образования уже началась. К сожалению, такие события, как COVID и война, приучили детей к дистанционному обучению и использованию гаджетов. Мы должны адаптироваться и проектировать с дальновидностью, готовясь к будущему поколению. Дети все чаще используют видео- и аудиоформаты для обучения. Они слушают подкасты, смотрят видео, поэтому нам нужно предвидеть развитие образовательных процессов: создавать видеокомнаты и аудиобудки, где они смогут надеть наушники и слушать аудиозаписи на разные темы.
Нам также необходимо учитывать влияние цифровых технологий на образование. Разрабатывая школьный проект на ближайшие 30-50 лет, мы должны понимать, что прогресс нельзя остановить, и наше пространство должно быть готово к будущим инновациям. Это предполагает продуманное размещение сетевых кабелей, мест для плазменных телевизоров, проекторов, информационных панелей с объявлениями, турникетов, металлодетекторов, бомбоубежищ и безопасное перемещение учащихся по школьным коридорам.
Мы всегда должны уделять приоритетное внимание безопасности и здоровью детей в образовательных учреждениях. При проектировании классных комнат важно учитывать направление солнечного света и правильное размещение столов, так как все больше детей испытывают проблемы со зрением.